Аннотация "Ювенальная юстиция (правосудие по делам с участием несовершеннолетних)"

40.04.01 «Юриспруденция» Квалификация (степень) — магистр юриспруденции.

Структурное подразделение: Юридический факультет; Кафедра уголовного права и криминологии.

Форма обучения: очная

Нормативный срок обучения: 2 года

Языки, на которых осуществляется обучение: русский;

Описание образовательной программы:

Направленность:

Ростовская область является базовым регионом России в развитии одного из направлений судебно-правовой реформы – становлении правосудия по делам несовершеннолетних (ювенальной юстиции). В настоящее время происходит расширение и качественное преобразование ювенальных практик, а также решается вопрос о создании специализированных ювенальных судов. Для данных преобразований требуются кадры с особыми профессиональными компетенциями, которые могут быть сформированы в ходе освоения предлагаемой магистерской программы. Концепция программы предполагает также формирование навыков исследовательской деятельности, позволяющих осуществлять эффективный и качественный мониторинг правонарушающего поведения несовершеннолетних, а также эффективности системы ювенальной юстиции.

Целью открытия настоящей магистерской программы является подготовка кадров, владеющих современными ювенальными технологиями, юридическими, социологическими и психологическими знаниями и ключевыми компетенциями, необходимыми для работы в ювенальных судах, отделах и управлениях по делам несовершеннолетних органов Прокуратуры РФ, МВД РФ, СК РФ, соответствующих структурных подразделениях и департаментах Министерства образования и науки РФ. Кроме того, настоящая магистерская программа призвана обеспечить эффективную исследовательскую деятельность обучающихся с использованием современного инструментария и целенаправленно сформированных информационных ресурсов.

Подходы к обучению (методы обучения, способы оценки):

При обучении используются интерактивные лекции, в том числе с применением презентаций, метод кейс-стади (решение задач на квалификацию и назначение наказаний; анализ криминогенных ситуаций и разработка мер противодействия), метод проектного образования (образование в процессе проведения самостоятельного исследования; курс «Академическое письмо»), дистанционные методы образования (материалы курса, индивидуальные задания, тесты).

В процессе освоения программы формируются все компетенции (общекультурные и профессиональные), предусмотренные ФГОС ВО, а также формируются уникальные профессиональные компетенции, необходимые для успешной работы в правоохранительных органах и органах судебной власти РФ, а также в органах и организациях, чья деятельность связана с реагированием на правонарушения несовершеннолетних.

Перечень дисциплин в составе ООП «Ювенальная юстиция (правосудие по делам с участием несовершеннолетних)»: Философия права; Концептуальные основы восстановительного правосудия и ювенальной юстиции; Компьютерные технологии в юридической науке и образовании; Современные базы данных в сфере ювенальной юстиции и методы работы с ними; Культура судебной речи; Профессиональная этика юриста; История политических и правовых учений; История и методология юридической науки; Сравнительное правоведение (зарубежный опыт ювенальной юстиции); Актуальные проблемы ювенального уголовного права; Актуальные проблемы ювенального уголовного процесса; Ювенальные технологии; Институциональная система ювенальной юстиции; Восстановительное правосудие и техники медиации; Ювенальная криминология; Ювенальное пенитенциарное право; Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних; Методика преподавания юриспруденции; Ювенальная виктимология; Ювенальная психология; Гражданско-правовой статус ребенка; Социальная защита несовершеннолетних; Международно-правовые стандарты в области защиты прав детей; Индикаторы ООН в области ювенальной юстиции; Ювенальная политика и т.д.

Обучающимся по программе «Ювенальная юстиция (правосудие по делам с участием несовершеннолетних)» предлагаются следующие основные профессиональные дисциплины: История политических и правовых учений; История и методология юридической науки; Актуальные проблемы ювенального уголовного права; Актуальные проблемы ювенального уголовного процесса; Ювенальные технологии; Институциональная система ювенальной юстиции; Ювенальная криминология; Ювенальное пенитенциарное право; Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних; Методика преподавания юриспруденции.

Аннотации основных профессиональных дисциплин:

История политических и правовых учений: целями освоения дисциплины являются: усвоение обучающимися периодизации истории политико-правовой мысли;знакомство с основными направлениями и формами политико-правовой мысли;основательное знание наиболее ярких и исторически важных политико-правовых доктрин; знакомство с второстепенными по историческому значению политико-правовыми доктринами; усвоение связи важнейших политико-правовых доктрин прошлого с современными знаниями в области теории государства и права; усвоение взглядов мыслителей прошлого на проблемы правового статуса, воспитания и ответственности несовершеннолетних.

История и методология юридической науки: содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с изучением современных проблем юридической науки. Знание истории и методологии юридической науки образует фундамент профессиональных знаний, расширяет кругозор, естественным образом готовит студента-магистранта к проведению самостоятельных научных исследований. В рамках данной дисциплины магистрант  получит представление о состоянии современной юридической науки, о способах познания правовых явлений, о том, как формулировать и доказывать научные гипотезы в области правовых наук. Освоение данной дисциплины способствовует получению студентами углубленных  знаний в области истории и основных методологических проблем исследования юриспруденции в соответствии с современными научными представлениями, ознакомление с основными трудностями и нерешенными проблемами методологического знания в юридической науке, а также приобретение навыков и умений самостоятельного проведения научно-исследовательской работы. Приобретение таких знаний составляет важное условие для квалифицированной постановки научно-исследовательских задач и грамотного их решения.

Актуальные проблемы ювенального уголовного права:создание ювенально-правовой системы требует качественного изменения организации юридической подготовки специалистов, работающих с несовершеннолетними в различных сферах правоотношений, так как они должны обладать знаниями в области права, социологии, медицины, педагогики, психологии. Эффективность деятельности специалистов, работающих с несовершеннолетними, зависит от высокого уровня знаний нормативно-правовых актов, касающихся прав несовершеннолетних и их защиты.Основными задачами данного курса являются достижение высокого уровня теоретической подготовки специалиста, ознакомление с современным состоянием науки ювенального уголовного права и наиболее актуальными теоретическими проблемами ювенального уголовного права, изучение основных монографических исследований ученых в области ювенального уголовного права и наиболее ярких работ в текущей периодике, ознакомление с основными правоприменительными проблемами, наиболее типичными ошибками при квалификации преступлений и способами их преодоления, овладение основными навыками, необходимыми для написания выпускной квалификационной работы.

Актуальные проблемы ювенального уголовного процесса: целью изучаемой дисциплины  является усвоение магистрами специфической деятельности органов расследования, прокуратуры и суда по применению уголовно-процессуального и уголовного законодательства при совершении преступлений несовершеннолетними лицами. Ювенальная юстиция мыслима без этого вида юрисдикционной деятельности.Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с изучением специфики досудебного и судебного производства в отношении несовершеннолетних. Особое внимание уделяется проблемам, трудностям правоприменительной практики в соответствующей сфере. Анализируется действующее процессуальное законодательство, а также опыт правоохранительных органов и судов, в первую очередь, судов Ростовской области по применению ювенальных технологий.

Ювенальные технологии: целями освоения дисциплины являются подготовка обучающегося к решению профессиональных задач в области защиты интересов несовершеннолетних: ознакомление с основными ювенальными технологиями в сфере законодательства и практики его применения; овладение навыками применения основных ювенальных механизмов; формирование всестороннего компетентностного подхода к проблемам защиты интересов несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом.Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с характеристикой системы органов, относящихся к системе ювенальной юстиции, содержанием и практикой применения ювенальных технологий как в сфере уголовной ответственности несовершеннолетних, так и при предупреждении преступлений.

Институциональная система ювенальной юстиции: юридическая дисциплина, призванная обеспечить необходимый уровень знаний выпускника юридического вуза в его профессиональной деятельности, связанной с противодействием негативному и противоправному поведению несовершеннолетних, выявлением причин и условий преступного поведения.

Ювенальная криминология:проблема преступности несовершеннолетних одна из основных в правоприменительной и правоохранительной практике. Это связано с социально-демографическим качеством данного вида преступности, классически выступающим источником «взрослых» криминальных тенденция. Ювенальная преступность имеет свои особенности, проявляющиеся в ее уровне и тенденциях, причинах и мотивации, что определяет специфику организации противодействия ей. Таким образом, без уяснения криминальной природы деяний несовершеннолетних правонарушителей, криминологического изучения личности несовершеннолетнего преступника, знания специально-криминологических особенностей криминальных групп несовершеннолетних невозможно эффективно разрабатывать меры профилактики как преступности в целом, так и минимизировать социальные последствия ювенальной преступности.

Освоение дисциплины «Ювенальная криминология» требует осмысления большинства клинических дисциплин, дисциплин социально-экономического и философского направлений, формирования у студентов мировоззренческих основ современного юриста в области ювенальной юстиции.

Ювенальное пенитенциарное право: в рамках этого курса магистранты получают знания  об основных задачах, целях, принципах, о правовом статусе несовершеннолетних осужденных, об учреждениях и органах по исполнению наказаний, применяемых к несовершеннолетним, об организации контроля в целях закрепления результатов воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных, о порядке, условиях и особенностях отбывания различных видов наказаний, о мерах ресоциализации и реабилитации несовершеннолетних.

Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: цельюданнойдисциплины является освоение студентами правильного пониманию и применению положений уголовно-процессуальногозаконодательства, регулирующего производство по делам о преступлениях несовершеннолетних, в качестве условия подготовки современного уровня квалифицированного юриста в области правоприменительной деятельности по уголовным делам и профессиональной подготовки магистров юриспруденции.

Методика преподавания юриспруденции: содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с характеристикой современного состояния и тенденциями развития высшего юридического образования в стране и в мире, основных положений и направлений Болонского процесса, современных образовательных технологий и особенностей их применения при преподавании юридических дисциплин. Освоение данной дисциплины будет способствовать у магистрантов основ  педагогической культуры, стремления к просветительской деятельности  и умения ее профессионально организовать, понимания объективной необходимости непрерывного профессионального образования, что, в свою очередь, значительно расширяет профессиональные возможности обучающихся.Освоение данной дисциплины расширяет профессиональные возможности обучающихся, повышает их конкурентоспособность на рынке труда, способствует ускорению личной карьеры.

Программой предусматриваются следующие виды практик: педагогическая практика — 2 недели во 2 семестре (3 ЗЕТ); юридическое консультирование — 2 недели в 3 семестре (3 ЗЕТ); производственная практика — 6 недель в 6 семестре (6 ЗЕТ).

Педагогическая практика: Педагогическая практика магистранта организуется на кафедрах уголовного права и криминологии или уголовного процесса и криминалистики юридического факультета ЮФУ. Педагогическая практика осуществляется в следующих формах: работа магистранта в аудитории (присутствие на лекциях и семинарах, самостоятельное проведение семинаров или отдельных лекций по указанию руководителя практики и анализ этих занятий); индивидуальная работа со студентами (консультирование, участие в работе научного кружка и т.д.); подготовка презентаций отдельных тем по указанию руководителя практики и размещение презентаций в электронном пространстве;разработка заданий для самостоятельной работы студентов, тестовых заданий и т.д.; разработка темы для правового просвещения/воспитания  молодежи и (или) родителей и выступление перед соответствующей аудиторией; участие в научных и научно-практических конференциях, посвященных обсуждению правовых вопросов.

Юридическое консультирование: Формы проведения учебной практики зависят от места ее прохождения. При прохождении практики в адвокатуре – участие в приеме и консультировании граждан по правовым вопросам, ознакомление с основными направлениями деятельности адвоката по подготовке к судебному разбирательству и ведению гражданских и уголовных дел; при прохождении практики в консультационном пункте Юридической клиники юридического ф-та ЮФУ — прием и консультирование граждан по правовым вопросам.

Производственная практика: производственная практика магистранта проходит в правоохранительных органах,в ювенальных судах, вКомиссии и по делам несовершеннолетних и защите их правв Судебном департаменте,Следственном комитете РФ.

Руководитель программы — Заслуженный работник Высшей школы РФ; Почетный работник высшего профессионального образования РФ; Лауреат Высшей юридической премии «Юрист года» (Ассоциация юристов России, Ростовское региональное отделение, 2011 г.); Член Совета учебно-методического объединения по юридическому образованию вузов Российской Федерации (г.Москва) к.ю.н., профессор В.Т. Гайков.

Профессорско-преподавательский состав магистерской программы: д.ю.н., проф. Овчинников А.И., д.ю.н., проф. Иванников И.А. к.ю.н., доц. Карасова А.Л., к.ю.н., проф. Гайков В.Т., д.ю.н., проф. Ляхов Ю.А., к.ю.н., доц. Артеменко Н.В., д.ю.н., проф. Воронцов С.А., д.ю.н., доц. Апостолова Н.Н., к.ю.н., доц. Тищенко Е.В., д.ю.н., проф. Иванов В.Д., д.ю.н., проф. Цыганенко С.С., к.ю.н., доц. Шимбарева Н.Г., к.ю.н., доц. Чурляева И.В., к.п.н., ст.преп. Мавренкова Е.А., д.ю.н., проф. Лукьянцев А.А., к.ю.н., доц. Сулейманова Г.В., к.ю.н., доц. Кейдунова Е.Р.

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности в полной мере соответствует требованиям ФГОС ВО. Магистранты ЮФУ имеют возможность пользоваться полнотекстовыми электронными базами на русском и иностранных языках. Юридический факультет располагает современными средствами обучения – компьютерными классами, оборудованными доступом к сети Интернет. Южный федеральный университет предоставляет право пользования полнотекстовыми ресурасми, доступными ЮФУ (РИНЦ, Scopus). Через proxy сервер университета для магистров юридического факультета ЮФУ открыт доступ к электронным библиотекам Оксфордского Российского фонда, Оксфордского университета. Юридический факультет, реализующий настоящую ООП, располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лекционной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся. Юридический факультет использует для реализации ООП поточную лекционную аудиторию с мультимедийным оборудованием, включая видеоконференц связь, компьютеры, ноутбуки, мобильные презентационные комплексы, учебный зал судебных заседаний.

Результатом освоения программы «Ювенальная юстиция (правосудие по делам с участием несовершеннолетних)» по направлению 40.04.01 «Юриспруденция» является подготовка высококвалифицированных кадров, владеющих современными ювенальными технологиями, юридическими, социологическими и психологическими знаниями и ключевыми компетенциями, необходимыми для работы в ювенальных судах, отделах и управлениях по делам несовершеннолетних органов Прокуратуры РФ, МВД РФ, СК РФ, соответствующих структурных подразделениях и департаментах Министерства образования и науки РФ, что позволит выпускникам немедленно приступить к работе в правоохранительных органах без какого-либо адаптационного периода или при сведении его к минимуму.

Трудоустройство выпускников:

Предполагаемые виды профессиональной деятельности выпускников: правотворческая, правоприменительная, правоохранительная, экспертно-консультационная, организационно-управленческая, научно-исследовательская, педагогическая. Магистерская программа «Ювенальная юстиция (правосудие по делам с участием несовершеннолетних)» предназначена для юристов, планирущих работать в органах Прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, следственных и аналитических подразделениях МВД РФ, в судебной системе.