Трудоустройство

Некоторые вопросы трудоустройства молодых специалистов.

Проблема отсутствия опыта практической деятельности как препятствие к трудоустройству молодых юристов не может рассматриваться в отрыве от требований действующего трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Глава 11 Трудового кодекса РФ весьма детально регламентирует правовые условия найма и особенности заключения трудовых договоров, в том числе с молодыми специалистами. Трудовой договор - это соглашение свободных лиц на рынке труда, каждый из которых вправе выбирать будущего контрагента по договору. Вместе с тем экономическое господство работодателя предопределило введение в Трудовой кодекс РФ правовой нормы, запрещающей необоснованный отказ в приеме на работу (ч.1 ст.64 ТК РФ).

Необоснованной является любая причина отказа в приеме на работу (которая должна быть изложена в письменной форме, если претендент заявил соответствующее требование), не обусловленная деловыми качествами работника. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что надлежит понимать под термином «деловые качества работника»: это способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).

Кроме того, работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, и иные требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона, либо которые необходимы в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, способность работать на компьютере)[1].

При определении квалификационных характеристик по той или иной должности работодатель вправе руководствоваться как нормативными правовыми актами, принятыми в централизованном порядке (например, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих), так и разработанными у данного работодателя должностными инструкциями, иными документами, определяющими подобного рода требования на локальном уровне. Следует иметь в виду, что постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 г. № 37 Единый квалификационный справочник рекомендован для применения в организациях и учреждениях различных отраслей экономики. Следовательно, содержащееся в справочнике требование к квалификации «юрисконсульт», заключающееся в отсутствии необходимости иметь стаж работы, может быть изменено работодателем в сторону ужесточения «входных преимуществ».

Трудовое законодательство характеризуется дифференциацией правовых норм, определяемой особенностями трудовой функции, выполняемой работником, условиями труда и иными юридически значимыми критериями. Составной частью данного законодательства является законодательство о государственной службе в части регулирования служебных правоотношений. Правовые нормы, содержащиеся в иных федеральных законах, имеют приоритет по отношению к нормам Трудового кодекса РФ, по правилам соотношения общих и специальных норм. Так, квалификационные требования к прокурорским работникам установлены Федеральными законами «О прокуратуре Российской Федерации», 
«О государственной гражданской службе в Российской Федерации». Согласно ч.1 ст.40.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

Тем самым, законодательство не устанавливает в качестве обязательного наличие стажа работы по юридической профессии для замещения должности прокурора. Однако при постановке в резерв кадров для трудоустройства в органы прокуратуры претендент обязан представить характеристику-рекомендацию (представление) о постановке в резерв кадров для трудоустройства в органы прокуратуры области или отзыв за период практики (городских, районных прокуроров)[2].

Квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу работы по специальности установлены Указом Президента от 27 сентября 2005 года № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих». В соответствии с Указом Президента для замещения ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы требуется не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности (например, в судах – начальник отдела, помощник председателя, помощник судьи), для старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы – без предъявления требований к стажу работы (в суде - консультант, главный специалист, ведущий специалист, секретарь судебного заседания, секретарь суда, специалист 1,2,3 разряда).